Довольно часто возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога или психотерапевта, практически невозможно.
Бывают ситуации, когда действовать нужно незамедлительно. Кризисные ситуации, требующие экстренной психологической помощи…
Одной из служб ЭПП является служба ДТД для детей, подростков и их родителей.
Сегодня трудно найти человека, который не знаком с понятием «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ». Детскому Телефону Доверия в РОССИИ в 2020 году исполнилось 10 лет.
Служба ДТД принимает вызовы от любых абонентов по различным темам. Она востребована всеми, кто переживает кризисные состояния, связанные с семейной жизнью, адаптацией к новым условиям, насилием, конфликтами в образовательной среде и другими проблемами.
Этот вид помощи является, по сути, «психологической скорой помощью».
В первую очередь он выполняет функции экстренной, оперативной, краткосрочной психологической поддержки, помощи и психопрофилактики, которые реализуются в случаях, нетерпящих отлагательств.
ТД обладает целым рядом важных качеств, обеспечивающих оказание эффективной помощи в кризисных и экстренных случаях – доступность, анонимность, бесплатность.
Телефон доверия предназначен, главным образом для того, чтобы испытывающий трудности человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния.
Разговор с консультантом позволяет многим не остаться один на один со своими переживаниями. Специалисты службы внимательны к абонентам, всегда готовы оказать помощь и поддержку.
Работа Службы детского телефона доверия основана на следующих принципах:
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ – факт обращения в телефонную службу помощи, детали разговор, личные данные являются абсолютно конфиденциальными. Нет необходимости сообщать свои личные данные, телефонный номер абонента не фиксируется, содержание беседы не записывается и не передается другим людям.
- УВАЖЕНИЕ (толерантность) к собеседнику – все обратившиеся за помощью имеют право быть выслушанными, независимо от их убеждений, верований или личностных выборов. На них не может быть оказано никакое давление. Консультант примет абонента таким, каков тот есть. Не осудит.
- ВЫСЛУШИВАНИЕ собеседника - выслушивает звонящего консультант телефонной службы доброжелательно и открыто, помня о том, что каждый человек имеет право быть выслушанным.
- АНОНИМНОСТЬ – звонящий в службу ДТД может не называть своих личных данных, а может представиться любым именем. Консультант не станет спрашивать его имя и фамилию.
- БЕСПЛАТНОСТЬ помощи – помощь по телефону бесплатна для звонящего. С любого телефона (стационарный, мобильный).
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ поддержка – на линии работают специалисты-консультанты, имеющие высшее психологическое образование, прошедшие серьезный отбор, специальную подготовку и обучение, имеющие опыт работы в психологическом консультировании.
- ДОСТУПНОСТЬ. Нет необходимости искать специалиста, записываться на прием, ждать. Есть проблема – нужно просто позвонить.
Абонент имеет право звонить столько раз, сколько ему нужно. Бывают случаи, когда специалисты рекомендуют клиенту обратиться за помощью к специалисту «очно», но даже в этом случае человек имеет право обращаться в службу ДТД и дальше.
В службе Детского телефона доверия работают прошедшие специальную подготовку психологи – консультанты, главная задача которых – снять остроту переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь его от опрометчивых поступков.
К проблемам, по которым чаще всего обращаются дети и взрослые, можно отнести проблемы семейных и межличностных отношений, сложности в коммуникации, проблемы в образовательной среде и в компании сверстников, проблемы здоровья, безопасности в сети Интернет и многие другие.
Когда возникают проблемы, требующие вмешательства специалистов, человек понимает, что нужно обратиться за помощью. Но иногда это бывает трудно сделать, причины могут быть разными – нет времени на поход к очному психологу, нет средств для оплаты услуг платного специалиста, долгое ожидание в очереди на прием к бесплатному, нежелание «светиться» и т.д.
Основные преимущества телефонной психологической помощи – быстрая и легкая досягаемость услуги любым человеком в ночное и дневное время (многие службы ТД работают круглосуточно), ее максимальная анонимность и бесплатность - не нужно заранее записываться на прием, платить деньги, сообщать свои личные данные. Нужно просто набрать номер 88002000122.
В 2021 году возросло количество обращений в Службу Детского телефона доверия (региональная линия) по следующим категориям:
- вопросы семейной проблематики (детско-родительские отношения);
- вопросы, связанные с обращениями, требующими защиты прав ребенка (жестокое обращение в семье, вне семьи, буллинг);
- вопросы, связанные с учебными проблемами (конфликты с учителями, затруднения в учебной деятельности).
Важная составляющая, объединяющая данные обращения – отсутствие доверия к взрослым; обида и боль, которые причиняют взрослые; несправедливость учителей; отсутствие родительской любви и внимания, непонимание и неуважении со стороны родителей, отсутствие /нарушение доверительных отношений в семье, жестокое обращение. И это повод задуматься. в первую очередь, взрослым –родителям, учителям, педагогам…
В Камчатском крае телефон доверия работает с 1992 года. Первый его номер 42- 40 -46 многие, наверняка, видели на листовках и наклейках на автобусных остановках, в самих автобусах.
В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был создан Телефон доверия для детей, подростков и их родителей с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. И наш регион получил возможность использовать единый общероссийский номер 8 800 2000 122.
Помимо оказания ЭПП, главной задачей которой является снятие остроту переживания звонящего (кризисные ситуации и ситуации, угрожающие суицидом), специалисты ДТД оказывают и:
- информационную помощь,
- организуют другие виды социально-психологической помощи – информируют о социальных службах.
С какими вопросами может обратиться ребенок за помощью на ДТД?
Многие дети (да и взрослые тоже) боятся, что их вопрос не настолько серьезный, либо говорят «У меня нет вопроса, мне просто очень плохо».
Все вопросы имеют значение! Как говорится – предупрежден, значит – вооружен!
Не стоит думать, что ваша проблема несерьезна или не стоит внимания: если что-то тревожит – необходимо снять нервозность, поговорив с психологом!
С какими вопросами на ДТД может обратиться ребенок
- Когда не знаешь, как вести себя в тех или иных ситуациях;
- Не хочется никого видеть и ни с кем общаться;
- Обидели в школе, дома, на улице;
- Поссорился с другом – как быть дальше?
- Не можешь найти общий язык с родителями;
- Родители ссорятся, собираются разводиться или уже развелись;
- Получил плохую отметку, совершил проступок и не знаешь, как признаться в этом;
- Появились проблемы в школе, конфликты с учителями;
- Нравится девочка или мальчик, и не знаешь, как привлечь ее (его) внимание;
- Друг начал курить или выпивать и хочется помочь ему избавиться от вредной привычки;
- Тебя запугивают, шантажируют, заставляют делать то, чего нельзя делать;
- Чувствуешь себя одиноким и никому не нужным;
- Не знаешь, куда пойти учиться, какую профессию выбрать;
- Страх перед сдачей экзаменов;
- Напрягает ситуация с дистанционным обучением;
- Обеспокоен своим внешним видом;
- Имеются проблемы со здоровьем, А также и по любым другим вопросам.
На "Детский телефон доверия" могут обращаться и родители, а также и другие взрослые. Можно обратиться по любым вопросам, включая и следующие:
- ребенок перестал слушаться, стал грубить, «ничего не хочет»;
- у ребенка сложности в общении со сверстниками, вы хотите ему помочь;
- не знаете, как снизить тревогу ребенка;
- не знаете, как правильно сообщить ребенку о разводе, переезде, появлении младшего брата/сестры, смерти близкого;
- у вас произошла ссора с ребенком и надо налаживать отношения;
- чувствуете, что потеряли родительский авторитет, слишком избаловали ребенка и не знаете, как это исправить;
- ребенок стал плохо учиться, учитель занижает оценки, ребенок отказывается посещать школу, не справляется с дистанционным обучением, имеет место конфликт с администрацией школы;
- ребенок стал поздно приходить домой или вообще не ночует дома;
- хотите помочь ребенку в выборе жизненного пути;
- не знаете, как говорить с ребенком на сложные темы: наркотики, секс, смерть, преступления и т.д.;
- хотите уберечь ребенка от вредных привычек и плохих компаний;
- беспокоит, что ребенок много времени проводит в социальных сетях;
- воспитываете приемного ребенка и имеют связанные с этим сложности;
- вы потеряли работу, оказались в тяжелой жизненной ситуации и не знаете что делать.
Обращения клиентов на ТД имеют широкий диапазон стрессовых ситуаций, среди которых: проблемы соматического и психического здоровья; любовные, дружеские и супружеские взаимоотношения; поиск смысла жизни; недовольство собой, желание изменить себя; отсутствие и поиск партнера; сексуальные проблемы, конфликты с родителями, учителями и сверстниками; профессиональные и учебные проблемы; трудности, связанные с беременностью; проблемы соответствия референтной группе; административно-правовые вопросы; одиночество; физическое и сексуальное насилие; проблемы, связанные с суицидальными действиями и мыслями;; неумение организовать свое свободное время в связи с недостаточной информированностью о способах и средствах организации досуга и т. д.
Юные абоненты обращаются прежде всего с вопросами об отношениях со сверстниками, поиске себя, одиночестве, отношениях с родителями. Говорят о конфликтах в школе, о любви, о страхах, включая и страх перед предстоящими экзаменами, опасениях, неуверенности в выборе профессии. Обращаются с тревогой, с мыслями суицидальной направленности.
Старшее поколение тревожит вышедшее из - под контроля поведение подростков, детско-родительские конфликты, «опасная компания», травля или зависимости от гаджетов. Это по поводу обращений о детях. Звонят и взрослые, лишившиеся работы, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Просят помощи, запрашивают информацию о социальных, медицинских, психологических службах.
Иногда что- то мешает позвонить… вот, вроде, и хочется, и как-то боязно. Почему так бывает? Давайте разберемся вместе
1. Иногда люди путают психолога и психиатра- кажется, что нет никакой разницы. Что психолог и психиатр-это одна и та же специальность. Но разница есть! Психиатр-это врач, который лечит расстройства, нарушения, заболевания психики, используя медикаменты. Психолог же помогает человеку, чья психика в порядке, человеку, который в силу обстоятельств оказался в сложной жизненной ситуации, не может самостоятельно разобраться в ней и найти выход.
2. Многие считают, что помощь могут оказать те, кто находится рядом с тобой - родные, друзья, знакомые. Безусловно, хорошо, когда мы можем рассчитывать на помощь близких нам людей! Но бывает так, что никого нет рядом, или советы близких и друзей не помогают, а ситуация только усугубляется, или мы не хотим расстраивать родных…
Профессиональный психолог-консультант обладает необходимыми знаниями. Он внимательно выслушает и поддержит тебя, не осудит и не упрекнет. Консультант объективно оценит и разберет ситуацию, поможет тебе найти решение.
3. Взрослым людям бывает нелегко позвонить, потому что неловко… Стыдно… Стыдно от того, что не можешь самостоятельно разрешить ситуацию, разобраться в проблеме… Стыдно от того, что я – взрослый человек, погряз в этом жизненном «болоте» и не могу найти выход… Бывает, что педагогам, учителям тоже трудно обратиться за помощью – я же педагог, а не могу справиться.. значит, я не компетентен? Значит вопрос в моей проф.пригодности? КОНЕЧНО НЕТ!!!!
Помощь нужна всем! Обратиться за помощью при возникновении проблемы – это профессионально! непрофессионально – понимать, что проблема есть и ничего не делать, чтобы ее разрешить! Давайте возьмем нас, психологов. Несмотря на высшее и послевузовское образование, регалии, опыт, постоянное повышение квалификации, у каждого из нас тоже есть свой психолог. Мы проходим личную терапию, мы участвуем в супервизиях, ходит на консультации…
Иногда решиться и позвонить - и, правда, нелегко…
Но первый шаг к решению проблемы - попросить о помощи. И попросить о помощи – это не значит проявить слабость. Наоборот – только сильный человек способен признать наличие проблемы и попросить о помощи!
ЗАВЕРШЕНИЕ
Каждому человеку хочется, чтобы его поддерживали и понимали. Особенно, когда ему трудно, когда на душе тяжело… порой жизненная ситуация настолько сложна и запутана, что человек не может самостоятельно справиться, не может найти оптимального решения и нужных слов. В такие моменты не всегда могут помочь родные и друзья, а бывает и так, что делиться с ними своими переживаниями и болью и вовсе не хочется.
В этом случае можно позвонить на Детский телефон доверия .
В жизни много вопросов и трудностей. В каждый момент жизни важно быть услышанным и важно, чтобы рядом, пусть и по телефону, оказался профессионал, который поймет и поможет…
8 800 2000 122 – общероссийский номер Детского Телефона Доверия
Звонить можно с любого телефона: мобильного или стационарного.
ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ
ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО, АНОНИМНО,
КОНФИДЕНЦИАЛЬНО И БЕСПЛАТНО!